Ремонт сервомашинок Dymond D60

«Всё было нормально и вдруг перестала работать :-(» …
Вариант замены поломанного редуктора не рассматриваю, это просто.
Cервомашинки к сожалению имеют срок службы даже при аккуратной эксплуатации, даже без сильных ударов, падений, попадания пыли и влаги.

Разбираем пациента.

15

Характерный пример, убит транзистор моста, нижний правый с маркировкой BK. Если присмотреться там видно легкое вздутие но бывает что внешне ничего не видно, надо проверять тестером. здесь я не буду углубляться «как проверять»

16

другой экземпляр. Тут даже подгорело. Как правило если выгорел один ключевой транзистор скорее всего противоположный тоже не жилец

На какие их менять и как, это отдельная история, пару недель ожидания посылки,  и линеечка комплиментарных транзисторов у меня. Прямо такие как надо найти не удалось, купил 2sb1695 и 2sd2657. они немного мощнее в тех же габаритах.

Но просто так они гореть не должны, надо выяснить почему…

Это выходной мост, за ним только моторчик, разбираем и пожалуйста, протерся и подломился один ламель коллектора. В одну сторону  моторчик крутится, а в другую нет. Сопротивление короткозамкнутой обмотки около 6ом что дает ток около 1А  если запитать от 6V. Для транзисторов это предельный режим вот они и горят.

14

тут тоже и даже еще хуже

12

Решение простое. замену я не нашел ,  поэтому просто аккуратно откусил в месте облома и подогнул.

Еще на один срок хватит, но есть один нюанс, надо постараться не сместить точку касания коллектора. это важно.

13

тут тоже самое. Видна выработка на коллекторе. некоторые восстановить не удастся. Коллектор нужно смазывать специальной смазкой чтобы дольше служил.

10

Порядок разборки двигателя такой

-шестеренка

-отогнуть зацепки

-вытолкнуть проволочкой 1мм ось двигателя

-аккуратно достать якорь из щеток

иначе можно безвозвратно всё поломать, там шайбочка которая направляет щетки и не дает им соскочить в сторону крышки ломает их если просто потянуть.

11

После перепайки сгоревших транзисторов переборки моторчика, разборки ,промывания, смазки редуктора и обратной сборки всего машинка на некоторое время как новенькая.

трудозатраты 2.5часа

~260р за 4 транзистора

2 недели ожидания посылки…

Не знаю стоит оно того или нет…. я разобрался, понял что «могу» и  сделал, а дальше поглядим.

 

PS  «по просьбам читателей»

1) определение названия smd компонента по маркировке к сожалению нетривиальная задача. Здесь надо учитывать несколько факторов начиная от понимания что это примерно за компонент и заканчивая знанием кто примерно мог такое сделать… в общем гугл и яндекс знают всё но не каждый может правильно спросить…

мои изыски привели к таким результатам

BK это скорее всего 2SD1590K производитель Rohm 1A -15V PNP

аналоги 2SB1710 (1A), 2SB1695K 1A, 2SAR554R 1.5A корпус sot-23 или smt3 или sot-346

BS — 2SB2444K 1A 15V NPN

аналог 2sd 2657k 1.5A, 2sd2675

те для кого это просто непонятный набор букв и цифр, проще отдать ремонтировать тем кто понимает 🙂

для тех же кто не понимает но не испугался пример как проверить транзистор PNP

в «даташите» (описании,как правило pdf) на транзистор находим «цоколевку» (где какая нога).

тыкаем прямо в плате тестером в режиме проверки диода в пару ног, проводимость должна быть от плюса к минусу на картинке, во всех остальных случаях ее быть не дОлжно.  если что то кажется не правильным (есть проводимость там где не нужно или наоборот) компонент выпаивается и проверяется «вчистую» если и тут облом — в помойку.

16

2) чем смазать коллектор?

поиск по названию «смазка для коллектора » дает довольно большой выбор.

единственное надо различать смазку для щеток , как правило с медным порошком,тут не нужна  и смазку собственно для коллектора, прозрачная, густая типа вазелина или жидкая.

13 comments for “Ремонт сервомашинок Dymond D60

  1. 03.08.2014 at 12:23 дп

    Снимаю шляпу!!! Ну прям НИР! Чесслово очень полезное исследование! Только вот практическая польза вызывает вопросы, главный остаточный ресурс после такого ремонта и вероятность повторного отказа, я бы побоялся ставить эти сервы на планер для полётов в турах… Но несомненно любая проделанная работа открывающая новые знания весьма полезна!

  2. xpeh_xpehob
    03.08.2014 at 2:46 пп

    если руки не под «Х» заточены
    и нет в запасе серв,
    а магазин в Кукуево-Пере3.14здищево,
    да еще и цены ломит…
    — то почему нет?

    автору спасибо за материал развивающий.
    второе спасибо за труд по оформлению информации.
    😉

  3. 04.08.2014 at 12:36 дп

    Ни на йоту не умоляя заслуг Максима Смирнова, не соглашусь с комментарием Бурданова изобилующим геометрическими выкладками… Из за одной сгоревшей сервы за не имением оной в запасе, по быстрому заказать СМД элементной базы, прикупив по ходу не простой паяльник, а приличную паяльную станцию для пайки СМД комплектухи, я думаю баксов от 200 минимум… Как то контрпродуктивно.
    Вот если кроме очумелых ручек, приличного багажа знаний, паяльная станция соответствующая поставленной задаче уже имеется и давно освоена, и под руками, а в загашнике ворох рассыпухи в которой чудом оказались нужные транзисторы, то тогда одну серву можно и пролечить, Но как то это всё маловероятным событием видится мне… Другое дело когда сгоревших брилиантиков скопилось энное количество, можно и заморочиться с подобным НИРом. Как в данном случае и произошло… Но тогда опять встаёт вопрос о надёжности изделия на выходе, не хотел бы я летать на планере в котором все брилиантики такие… Посему очень интересно мне куда планирует Максим поставить ремонтированные сервы, они может и не хуже новых, но не лучше точно… Если бы дело было в дохлых ключах поменянных на более мощные, а вот засада с моторчиком доверия не внушает…
    Ещё для меня полезна статья тем, что я теперь точно знаю почему у меня частенько горели даймонды, и почему они ещё чаще горят у Рузских тигров… Мы все пришли из радиобоя где всё рудерлесс, по сему активно машем элеронами… Я уже стал махать ими меньше, но буквально в прошедшие выходные видел как ими работает не покладая пальцев Игорь Маляренко…. От сюда и результат…

  4. Вячеслав Лепа
    04.08.2014 at 12:04 пп

    Максим, «жги» еще, а Силаев смириться не может с подрывом основ своего бизнеса 🙂 На заседании нашей октябрятской звездочки мы ему это поставим «на вид».

    • 04.08.2014 at 10:24 пп

      У кого чего болит….
      Вот ты не угадал, Слава…
      На всякий случай, а то мужики и не знають…
      Это как я понял большей частью мои горелые сервы отданные Максиму совершенно безвозмездно исследований в плане ремонта для. Такой его оперативностью я сражён на повал, а отдал то я их только что по житейским меркам, в Ногинске, Я ещё и Игоря Маляренко подбивал свой «нагар» отдать, но он не захотел, а применение мне то же самое пришло на ум, что и Максим выссказал… Но как то жалко будет если пацаны будут лишние самолёты колотить из за отказов серв, хотя за мои 6 отказов ни один самолёт не пострадал… Так что с Учётом несчадной эксплуатации лётного парка Рузскими тигрятами, эти сервы точно лишними не будут…

  5. MxM33
    04.08.2014 at 5:45 пп

    куда, куда… туда 🙂 тебе же обратно и отдам, а ты их сам знаешь куда «дитям поломати» всё одно планера живут меньше… , а себе в качестве оплаты трудов праведных оставлю парочку 🙂

    По поводу причин и надежности получившегося изделия есть такие мысли.
    чисто теоретически в порядке убывания вероятности

    1) в последнее время у металок размер кабанчиков уменьшается, а в крыльевых сервах тяги идут снизу вверх насквозь через крыло, значит помеха в виде пыли грязи и т.п. может вносить больший относительный вклад в результирующую нагрузку на машинку.

    2) пониженное напряжение питания или причина №1, при этом серве не хватает сил чтобы установить ее точно в «0» и она постоянно жужжит (моторчик под напряжением но крутиться не может,сил не хватает) из-за чего подгорают потихоньку щетки и коллектор пока не прогорят совсем.
    3) повышенное напряжение питания (без преобразователя от 2S )
    больше напряжение — больше искрение…

    4) «плохая партия, китайские друзья не доложили смазки т.п.»

    в любом случае транзисторы которые я ставил замену рассчитаны на в 1.5 раза больший ток и стопорение моторчика должны выдерживать без перегорания. щетки коллектора будут работать как новые но на слегка подточенном коллекторе. ничего хорошего конечно но не фатально. посмотрим… чем заменить я всё равно не нашел.

    • 16.09.2014 at 3:32 пп

      Приветствую, столкнулся с проблемой запаздывания серво и потери нейтрали, может вы подскажете что за беда? В вкратце о проблеме, серво ACE RC C0915MG две на элеронах, один элерон работает с запаздыванием и теряет нейтральное положение. По отдельности сервы работают нормально. Сервы эти по питанию подходят и не особо требовательные. Проверял на другом приёмнике, с другим питанием, тоже самое, приёмники Хайтек, и Санва. Все провереные и верные, без глюков. ОФФ-ТОП конечно, но я думаю админы не обидятся.

      • MxM33
        17.09.2014 at 6:08 пп

        как говорится «возможны варианты»

        1 обрыв проводов, не полностью а надорван.
        2 побитый или непрочно держащийся резистор обратной связи (наиболее похоже) или ось не прочно фиксируется и проскальзывает
        3 таки некондиционное питание. похожая неисправность была когда работал от 1S со StepUp конвертером. Конвертер не справлялся с пиковым током и одна из машинок похоже себя вела.
        4 проблема с резиcтором уже в пульте! болтается или еще что нибудь

        • 19.09.2014 at 12:13 дп

          Питание пробовали 5ти баночное, результаты те же. Будем копать в сторону резистора обратной связи, а в пультах у нас всё хорошо. Спасибо за ответ.

  6. Вячеслав Лепа
    04.08.2014 at 11:08 пп

    Макс да я ж любя.

  7. Вячеслав Лепа
    04.08.2014 at 11:14 пп

    Расти и процветай на благо моделизьма. В первых рядах с флагом ПЕРВОГО МОДЕЛЬНОГО пойду

  8. Андрей Ерохин
    Андрей Ерохин
    07.08.2014 at 3:26 пп

    Вполне полезная заметочка!!!!
    Спасибо!

    Вылечили по ,,букварю,, одну серву.

  9. 30.12.2014 at 4:52 пп

    Вот ребят, в продолжение темы сервушек Dymond, может кому пригодится — нашел рем комплекты для dymond D47 — http://market.extreme-rc.ru/index.php?productID=1180

Добавить комментарий